Этих собак еще называют хаски. Siberian Husky - если быть точным. Впервые они появились у чукчей и использовались как ездовые собаки.
Когда читаешь рассказы Лондона про людей, покорявших ледяное безмолвие - многие из них передвигались с помощью этих собак. Про то, как это - тянуть нарты с грузом, а время от времени и уставшего каюра, в условиях Аляски, можно почитать отдельно. Я же хочу рассказать о том, почему в США существует памятник, установленный в честь этой собаки.
В 1925 году в аляскинском городе Ном разразилась эпидемия дифтерии. Для спасения жителей была необходима соответствующая вакцина, но доставить ее от ближайшей станции железной дороги могли только собачьи упряжки. Вакцину решили доставлять эстафетой несколькими упряжками, передавая ее друг другу.
Самый трудный участок проходила упряжка легендарного норвежца Леонардо Сеппала. Есть данные, что во время прогона он сам еле держался на ногах, так как тоже был заражен. И огромная заслуга в том, что люди выжили, принадлежит вожаку той упряжки – Того. Именно он обогнул все трещины и полыньи в морском льду, заставил собак своей упряжки бежать, ориентируясь в условиях темноты и вьюги. Эта гонка стоила здоровья вожаку – повредив лапу, Того уже больше никогда не бегал в упряжке. Искалеченную упряжку Сеппала сменила свежая, которую вел Гунар Каасен. Упряжку Каасена вела собака из питомника все того же Сеппала по кличке Балто. Скорость, которую развил Балто, буквально вытягивая на себе далеко не лучшую упряжку, была такой, что сразу после приезда в Ном, Каасену предложили за вожака огромную сумму денег.
Говорят, что когда упряжка пришла в Ном, каюр был без сознания, а лапы собак были содраны в кровь. Они шли при температуре -50 градусов по Цельсию и вьюга не прекращалась ни на минуту.
Весь путь с вакциной занял почти пять с половиной дней и, за это время, собаки прошли около 550 км. И теперь в Нью-йоркском центральном парке стоит памятник этим собакам.
Фотки взяты на flickr.com
|